
Недобросовестным участником государственных закупок является поставщик, подрядчик или исполнитель, уклонившиеся от заключения контрактов и (или) не выполнившие взятые на себя обязательства по ним.
В силу статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – ФАС России) ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее – реестр) путем размещения в единой информационной системе сведений о полном или сокращенном наименовании юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя; идентификационном номере налогоплательщика; номере реестровой записи в едином реестре участников закупок; идентификационном коде закупки, а также даты внесения их в реестр (далее – информация).
Размещение указанной информации осуществляется на основании соответствующего решения ФАС России, принятого по результатам рассмотрения документов, содержащих сведения о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках).
При этом ФАС России рассматриваются данные документы только в случаях, определённых приказом ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24 «Об утверждении Порядка проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211» (далее – Порядок).
Приказом ФАС России от 01.04.2025 № 220/25 в Порядок внесены изменения, которыми скорректирован и одновременно расширен перечень данных случаев.
С 17.05.2025 ФАС России рассматриваются документы о недобросовестных участниках закупки, поставщиках, исполнителях, подрядчиках (далее – документы) в случае проведение закупки, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) которой составляет 500 миллионов рублей и более (ранее документы рассматривались только в случае составления данной цены свыше 700 миллионов рублей).
С указанной даты ФАС России будет рассматривать также документы независимо от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) в случае проведения закупки в рамках государственного оборонного заказа заказчиками, расположенными на территории Центрального федерального округа.
Включение в реестр лиц в качестве недобросовестных участников закупки и поставщиков препятствует их участию в закупках в течение двух лет